Непальское искусство – божественное и земное. Продолжение.

Непальское искусство – божественное и земное. Продолжение.

храм Махабудха в Патане

Великолепными украшениями из резной терракоты славится храм Махабудха в Патане. Непальские храмы, как правило, удачно вписаны в окружение. Неотъемлемая часть городских ансамблей, они часто составляют также — и в городе, и в сельской местности — своего рода монументальные комплексы. Строгая и изящная композиция таких комплексов, созданных представителями древней и единственной в своем роде цивилизации, наглядно демонстрирует замечательное умение неваров организовывать пространственную среду и свое окружение.


храм Махабудха в Патане

Здесь, в долине Катманду, повсюду видны примеры бережного, рачительного отношения к земле. Такая традиция как нельзя лучше отвечала нуждам стабильного и преимущественно аграрного по своей структуре общества. Об этом говорят не только постройки: всюду на склонах всех окрестных холмов видишь также поля-террасы, которым долина во многом обязана своей живописностью.

Катманду

Присущие неварам чувство общины, тонкое чувство ландшафта, бережливость, с которой они использовали пространство, позволили им добиться органической цельности создаваемых на протяжении веков городских ансамблей. Конечно, они возникали не по какому-то единому плану, а стихийно, что и обусловило разнообразие точек восприятия и пространственных переходов. Однако благодаря однородности конструктивных решений, применявшихся в жилищном строительстве, создавалась необходимая согласованность городской застройки, а в общегородской структуре была достигнута даже известная уравновешенность между застроенными и открытыми пространствами.

Таким образом, своеобразие городского ландшафта — одна из важнейших черт творческого наследия неваров, обусловленная природными особенностями и умением неваров приспособиться к ним. Их города отнюдь не страдают недостатком своеобразия, но в них легко обнаружить и многочисленные общие черты, которые лучше всего воспринимаются с традиционной точки зрения путника.

Катманду

Но именно поэтому бурно проявляющаяся ныне в Непале жажда обновления, стремление к переменам влекут за собой и серьезную угрозу. Вызываемые ими неблагоприятные последствия уже дают себя знать и в городе Катманду, и в его долине.

Серьезное вмешательство в сложившийся компактный организм исторического ядра Катманду имело, например, место после землетрясения 1934 года, когда в результате разрушения некоторых старых сооружений в городе было проложено несколько широких прямых улиц, застроенных зданиями довольно унылого академического стиля. Их белые оштукатуренные фасады вступили в резкий контраст с обликом традиционных городских домов, строившихся из красного кирпича и отделанных резным деревом. Своими размерами, бетонными конструкциями и оштукатуренными поверхностями эти здания диссонируют в музыке исторического ядра Катманду.

Культурным ценностям непальских городов угрожает и развитие промышленных предприятий. Дорожное строительство здесь тоже часто ведется без достаточного учета издавна сложившейся гармонии между естественными и «человеческими» элементами природной среды, без должного уважения к старой застройке.

Главную улицу в Будхе расширили за счет сноса старых домов на одной ее стороне. Но это только сильнее подчеркнуло довольно жалкое состояние строений на нетронутой стороне улицы: с особенной наглядностью выявилась необходимость их ремонта. Или еще пример: древние ворота ступы Бодхнатх сейчас убраны. Они были небольшими, даже тесными, но именно это и создавало неожиданный эффект восприятия: человек проходил в ограду ступы буквально через «замочную скважину», зато резким контрастом вдруг открывалось перед ним во всем своем величии огромное сооружение. Теперь подход к ступе широко открыт, но прежний зрительный эффект утрачен.

Катманду

Сейчас в ряде храмов ведутся некоторые реставрационные работы, однако значительное большинство сооружений постепенно разрушается. Подсчитано, что отдельные деревянные конструкции и детали могут погибнуть в ближайшие 10—15 лет. А пока во многих храмах нередко можно увидеть примитивные самодельные защитные устройства на крышах или подпорки, которыми пытаются «укрепить» резные деревянные подкосы.

Усилилось сейчас и расхищение мелких декоративных деталей храмов (резные деревянные и металлические предметы, надписи и т. д.). В этом известную роль играет, по-видимому, развитие туризма — ведь похищенное, несомненно, поступает на «черный рынок» для любителей сувениров. Проблема эта все более обостряется и по многим причинам уже сейчас представляется весьма серьезной.

Одна из таких причин — исчезновение небольших металлических табличек с надписями, рассказывающими о строительстве храмов (иногда эти таблички — единственное свидетельство времени и обстоятельств постройки).

Нередко расхищению подвергаются и собственно художественные ценности. Например, в храме Вишну в Патане исчезли медные барельефы, украшавшие входные двери, и другие металлические детали. От варварского обращения пострадал также ряд других памятников. Поэтому настоятельно необходимо решить нелегкую проблему соответствующей охраны древних сооружений.

Автор: Эрнест А. Коннэли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

UA TOP Bloggers