Федьковича первая любовь
Федькович как раз вернулся из своего Семигородского полка в Черновцы. За несколько лет его отсутствия здесь многое изменилось. Но и он отправился в Семигород молодым парнем-кадетом, а вернулся старшиной. Возвращался очень радостно. Позади были мрачные годы, проведенные в малых Семигородских городках и тяжелый итальянский поход. В Черновцах он мало кого знал. Хотя и жил здесь его отец, Адальберт Гординский, но Федькович даже к нему не заехал; так очень негодовал на него за обиду своей мамы. Все же скоро нашел приятелей. Блестящий мундир старшины открывал ему двери во все гостеприимные черновецкие дома. Таким способом познакомился он с Эмилией Марошани.
Марошани это фамилия румынская. Однако барышня была воспитана по-немецки, в доме говорили также по-польски. Дом был гостеприимный, как полагалось там, где была взрослая дочь «на выданье». Состав гостей был необычный, отборный: например Федьковича привел туда Нойбавер, талантливый немецкий поэт, которого судьба загнала на Буковину. Здесь, в «Марошанках», как называл их Федькович, познакомился он также с Антоном Кобылянским, — знакомство, имевшее особое влияние на его дальнейшую жизнь, потому что это именно Кобылянский уговорил Федьковича писать на украинском.
В «Марошанках» (Эмилия жила с мамой) сходилось это общество часто. Эмилия была музыкальная, поэтому их вечеринки приобретали характер музыкальных вечеров, на которых Нойбавер импровизировал свои стихи, а Кобылянский удивлял всех своими странными теориями о вне гробовой жизни и вегетарианстве. Разговорная речь была немецкой. Для Федьковича эти вечера приобрели особое обаяние. После долгого скитания он был рад ощутить уютную атмосферу семейного дома, еще к тому же наполненного художественными интересами. Эмилия была красавица, к тому же умная, мечтательно, музыкальная. Так совершенно естественно, что пришлось молодому парню влюбиться.
А она? Из стихотворений Федьковича, написанных тогда еще на немецком, догадываемся, что и она его любила. Однако препятствием стали материальные дела: наш герой был не слишком богат и состоятелен, и мать ее не покровительствовала Федьковичу, потому что имела кого-то другого на примете. Федьковича позвали обратно в Семигород, это положило конец их короткой влюбленности.
Эмилия вскоре вышла замуж за какого-то румына и уехала с ним в Яс. А для
Федьковича настала тяжелая пора разочарований. Он очень болезненно ощущал свое одиночество и чужое военное окружение. Начало ухудшатся здоровье. Песни его с тех пор полны тоски по родным местам. Но ему открылось живое сокровище народного украинского языка и из него черпает он теперь всеми пригоршнями. Надо ли нам сожалеть, что роман Эмилии с Федьковичем разбился? Пожалуй, нет. Кажется сожительство с этой полуполькой, полунемкой меньше дало бы нам Федьковича-поэта, нежели разлука с ней. Но жаль только того разочарования, которое начало огорчать поэта к женщинам. Началось с Эмилии, а кончилось Павлиной, попадянкой с Тюдева, которая возможно одна годилась ему в жены. Но видно не судьба. Потому умер старым холостяком, и в этом наследуя Кобзаря Великой Украины.
Автор: Л. Бурачинская.
P. S. Духи вещают: А еще очень часто так случается, что первая любовь, хоть и безответная вдохновляет многих людей на действительно великие вещи. Кто то становится выдающимся писателем и поэтом, кто-то идет в бизнес и занимается благотворительностью, скажем, открывает бесплатные стом клиники в Ростове-На-Дону или еще в каком другом месте. Кто-то создает шедевры искусства, картины, скульптуры. Как знать, не за всеми ли великими вещами, сделанными когда либо стояла такая вот первая любовь?