Солнце в религии и мифологии
Конечно, глядя на библейские сюжеты о Творении Земли, Солнца, Луны и звезд, так и хочется кольнуть вопросом-другим: чем же освещалась Земля в первые три дня Творения, если Солнце еще не существовало? Свет сам по себе? И каким образом Светило появилось в четвертый день, если оно, по мнению ученых, старше Земли?.. Но так ли безгрешна в своих суждениях наука? Все ли космические таинства ею разгаданы?! Ведь даже абстрагируясь от всего прочего, наука вынуждена признать: да, солнечно-земные связи не без неожиданностей. Странностей хватает. Скажем, известно, что Солнце притягивает свои спутники, которым — дабы не рухнуть в пекло Светила — надлежит двигаться достаточно быстро, но не слишком быстро — иначе они сгинут в межзвездных далях. То есть вращающиеся вокруг Светила небесные тела должны уложиться в четкие границы между состояниями «падения» и «убегания».
Так вот, оказывается, скорость менее трех километров в секунду для Земли — это гибель в солнечном пламени, а скорость, превышающая 42 километра в секунду, — прощание с Солнечной системой, вечный мрак и холод. Однако, по не ведомым нам причинам, скорость вращения нашей планеты далека от обеих крайностей, является промежуточной и самой надежной — около 30 километров в секунду! Не может не занимать и другое. Возникнув, Земля не просто находит свое место под Солнцем, а занимает наиболее уютную — исключительную нишу во Вселенной. Окажись она дальше от Солнца или, напротив, несколько ближе к нему, то ее наверняка бы ожидала горькая судьба Марса или не менее печальная участь Венеры. Словом, что бы мы ни извлекли из космологической схемы Солнце — Земля увидим, что сей мир, рожденный из «зияющей пустоты, именуемой Хаосом», обустроен достаточно разумно и тонко — с расчетов, что Солнце для нас куда больше чем сияющий на тверди небесный свет.
Уже шумеры главным богом видели бога Солнца Уту, который почитался как судья, хранитель справедливости и истины, помощник, личный бог-хранитель эпических героев первой династии Урука. И у вавилонян солнечный бог Шамаш считался одной из величайших сил мира, враждебной и благодетельной одновременно, то есть он представлялся двуликим богом: добрым и злым. Что примечательно, если в Финикии и ее колониях кроткому весеннему солнечному божеству Аштарет, родительнице и хранительнице жизни, жертв не приносили, то лютому Солнцу — истребителю Баалу-Молсху, посылающему засуху, чуму, войну и междоусобицы, во времена тех иле иных бедствий приносились многочисленные человеческие жертвы. Не удивительно, что и у персов среда богов первое место занимал Митра — солнечный бог справедливости, верности и правды. Он же — «дающий жизнь». Древнейшие сведения о Митре содержатся в «Авесте». Причем Митра — устроитель не только социального, но и природного Космоса.
По утверждениям науки, египтяне еще за 4000— 5000 лет до нашей эры верили в одушевленные небесные светила, однако сама вера возникла задолго до указанной эпохи. В Египте главенствовало учение о силе света и Солнце почиталось главным божеством. Это был бог Ра в Илиополе: Атум — в Эдфу и так далее. Собственно, и сам Египет получил название от посвящения его богу Солнца — означал «дом божественной субстанции Ра». Вот фрагмент одного из древнеегипетских гимнов Солнцу, сложенного 3500 лет назад.
Великолепно твое появленье на горизонте.
Воплощенный Атон, жизнетворец!..
Ты — вдалеке, но лучи твои здесь, на Земле.
На лицах людей твой свет…
Ты — единый творец, равного нет божества!
Землю ты создал по нраву себе.
Преклонение пред богом Солнца побудило египтян еще в легендарное время к наблюдениям за Светилом и попыткам создания солнечной теории. Результатом этого и явилось счисление времени. То есть египтяне как бы реализовали замысел Творца. Как бы там ни было, но им весьма рано удалось определить продолжительность года в 365,5 дня! У египтян Светило символизировало начало и источник всех вещей во Вселенной. Еще до 1400 года до нашей эры египетский фараон Аменхотеп IV, или «блеск солнечного диска», просветленный реформатор Египта, выдвинул Солнце на первый план как высочайшее начало в природе. Заметьте: воззрения Аменхотепа IV, которые, кстати, изложены в чудесном гимне, посвященном Солнцу, на 3200 лет (!) опередили научные доказательства главенствующей роли Светила.
Безо всякой натяжки можно утверждать, что никто не оказал такого влияния на образ мышления, творчество, космологию, культуру древних греков, как сын титанов Гипериона и Фейн — Гелиос. Это ему была возведена тридцатишестиметровая статуя «Колосс Родосский», ставшая пятым чудом света! В мифах «всевидящий» Гелиос — древнейшее олимпийское божество, которое своей стихийной силой дарует жизнь, и наказывает слепотой преступников, при этом он видит дела и богов и людей, но чаще всего дурные. Его потомство отличалось дерзностным нравом и склонностью к колдовским демоническим силам. Что же касается центральной идеи о Солнце как первооснове всего сущего, то она сильнее всего звучит в философских системах и воззрениях, нежели в тогдашней науке и мифотворчестве!
Инки также были поклонниками Светила и называли себя его детьми, принося ему человеческие жертвы. И в Индии Солнцу отдавалось бесспорное предпочтение. По числу упоминаний «Ригведе» земной бог огня Агни занимает второе место после Индры. Сама же жизнь в древнеиндийской мифологии представлялась как пламя. Поэтому солнечные божества Сурья и Савитар считались главнейшими богами, что перекликается как с сущностью китайского мировоззрения, так и с солнцепоклонничеством японцев.
Обратившись к древним легендам и сагам северных народов, увидим, что и здесь главенствует Светило — Соль. Такое же имя у римского бога Солнца, причем если его культ до второго века в основном был распространен среди крестьян, то затем он становится одним из ведущих в империи, когда в его образе сочетались не только религиозно-философские учения о Солнце как верховном боге, но и представления о Солнце как блюстителе справедливости.
«По умрьтвии же Феостовъ егож и Сварога наричить и царствова сынъ его именем Солнце, егожъ наричють Дажьбогь. Солнце же царьоынъ Свароговъ еже есть Даждьбог». Приведенный фрагмент из «Хроники» Иоанна Малалы, находящийся в Ипатьевской летописи, и другие контексты свидетельствуют, что Даждьбог, входивший в состав так называемого Владимирова пантеона, с одной стороны, почитался как родоначальник, а с другой — покровитель древнерусского этноса, который, в свою очередь, может трактоваться как богатство, наследие Даждьбога. Что примечательно: и у славян Светило почиталось божеством благим, милосердным, но между тем оно наделялось и карательными функциями, являлось карателем всякого зла, нечистой силы, мрака и холода, а потом и нравственного зла — неправды и нечестия!
В своей работе «Солнце в мифах и философии», профессор Александр Чижевский замечает: «В великолепии творческого гения древних мы видим не «наивные и жалкие сказки, которыми тешилась интуитивная мысль человека в былые времена», а многовековой коллективный опыт одареннейших народов, итог логической работы пытливых и неустанных наблюдателей природы, изумляющие по широте охвата натурфилософские синтезы, претворенные гениальными художниками в глубокие и тончайшие системы символов, которые и до сих пор не может дешифровать историческое знание при всех своих изощреннейших методах исследования.
Недаром же одно из величайших космогонических обобщений — гелиоцентризм — уже за 2100 лет до нашего времени имел апологетов в лице знаменитого астронома Аристарха Самосского (310—250 гг. до н. э.), изложившего свою гелиоцентрическую теорию в сочинении «Proportioness», к сожалению, не дошедшем до нас. Можно думать, что еще задолго до Аристарха Самосского идея о верховенстве Солнца над всей системой доминировала в умах астрономов того времени… За 1700 лет до Коперника сущность гелиоцентрической теории была известна, и несомненно, что толчком к возникновению гелиоцентризма послужила та же древняя теория о главенстве Солнца — теория, которой, очевидно, симпатизировала аполлиническо-солнечная душа древнего грека.
Достаточно было, однако, толчка мысли, чтобы исключительно путем правильных логических выводов греки за 100—200 лет пришли к тем выводам, на которые для всей остальной христианской Европы потребовалось 17 веков и принятие которых встретило огромное сопротивление религиозной догмы и буйство умственной нищеты…
Достаточно было понять, что Солнце является главною причиной самых существенных явлений окружающего мира, чтобы по аналогии прийти к признанию того, что и все прочие явления в мире зависят в той или иной мере от единой причины — Солнца. Даже те явления, зависимость которых от Солнца большею частью была недоступна непосредственному наблюдению, стали путем логического процесса сводиться к той же причине — Солнцу. И вот мы видим, что в истории античного мира настал такой момент, когда к Солнцу как первоначальной причине были сведены все явления природы и все обобщены в нем. Это был момент оформления идеи о главенстве Солнца в стройную философскую теорию, которая наложила неизгладимую печать на всем мышлении античного человека и отголоски которой побудили мысль человека к поискам научной мысли».
Автор: Сергей Каленикин.
Один комментарий к “Солнце в религии и мифологии”
First off I want to say awesome blog! I had a quick question that I’d like to ask if you do not mind.
I was curious to find out how you center yourself and clear your mind prior to
writing. I have had trouble clearing my thoughts in getting my ideas out there.
I do enjoy writing but it just seems like the first 10
to 15 minutes are wasted simply just trying to figure out how to begin. Any ideas
or tips? Thanks!